Пiдтримати

Шановні благодійники!

Ми щиро дякуємо кожному за пожертви, якими ви підтримуєте наш Центр і роботу юридичної команди.

Це – найкраща відзнака та найдієвіший стимул для нас рухатися далі: викривати корумпованих чиновників, направляти заяви про злочин у правоохоронні органи, контролювати хід слідства, закривати законодавчі дірки, що дозволяють корупціонерами та хабарникам залишатися непокараними.

Фінансування сектору протидії корупції міжнародними організаціями дозволяє нам залучати необхідні для реалізації наших кампаній та проектів кошти.

Утім, ми залишаємо відкритими наші банківські реквізити для тих, хто вважатиме за можливе і далі демонструвати довіру нашій команді своїми пожертвами.

  1. Онлайн-переказ через систему LiqPay (ПриватБанку)

    Зазначати ім’я та е-пошту не обов’язково, проте ми просимо Вас вказувати принаймні свою адресу електронної пошти, щоб ми могли зв’язатися з Вами за потреби.

  2. Безготівковий переказ через будь-який банк

    Одержувач платежу: ГО “Центр Протидії Корупції”
    Код ЄДРПОУ: 38238280
    Рахунок № 26009052715264 в ПАТ “Приватбанк”
    МФО: 300711
    Призначення платежу: “Благодійний внесок на статутну діяльність ГО «Центр Протидії Корупції»”

Притягаємо до відповідальності за розпил тендерів.

Слідкуємо, як держава купує ліки. Притягаємо до відповідальності тих, хто заробляє на торгівлі людським життям.

Допомагаємо банкам дізнатися правду про клієнтів-чиновників.

Допомагаємо повернути украдені корупціонерами гроші назад в Україну.

Вивчаємо корупцію та вчимо з нею боротися.

Foreign partners condition Ukraine to fight corruption. We are monitoring how Ukraine implements these obligations.

Правила возврата: как конфисковать имущество коррупционеров

В четверг, 8 октября, Верховная Рада приняла сразу три законопроекта, призванных усилить борьбу с коррупцией и облегчить возврат государству активов коррумпированных чиновников – 2540а2541а3040.

Все три документа входили в перечень законов, необходимых для визовой либерализации с ЕС. Вопреки расхожему мнению, они не позволяют автоматически и мгновенно отбирать имущество прежних и нынешних коррупционеров – они лишь упорядочивают процедуру конфискации и упрощают поиск и возврат активов правонарушителей.

Прежде всего стоит отметить, что принятые изменения касаются не столько конфискации, сколько процедуры ареста активов лиц, подозреваемых в коррупции.

В действующем законодательстве прописан достаточно громоздкий и сложный процесс ареста и конфискации имущества коррупционеров. Арестовать можно только деньги, движимое и недвижимое имущество подозреваемых и обвиняемых. То есть до наложения ареста нужно или вынести подозрение, или уже предъявить обвинения. А сбор доказательств и их обоснование связаны с множеством бюрократических и процедурных проволочек, требующих немало времени. Поэтому часто коррупционеры и другие правонарушители успевали или переписать активы на других лиц, или вывести их из-под украинской юрисдикции. А по нынешним законам арестовать имущество третьих лиц, пусть даже очевидно, что они не могли заработать на него, нельзя: ведь они не являются ни подозреваемыми, ни, тем более, обвиняемыми.

Принятый пакет законопроектов облегчает работу правоохранителям. Прежде всего, теперь арестовывать имущество подозреваемых в коррупции чиновников можно на ранних стадиях следствия, еще до объявления подозрения или предъявления обвинения. Таким образом, нарушители лишаются возможности скрыть активы или избавиться от них.

Второе важное изменение: у следователей появляется возможность арестовать не только имущество, записанное непосредственно на подозреваемого, но и активы связанных с ним лиц. Разумеется, если есть подозрение, что эти активы добыты незаконным путем. То есть чиновник теперь не сможет отговариваться, что сам он ничем не владеет, а квартиру-машину-дачу-дом купила жена, брат, мама или другой родственник. При этом арестовывать можно не только сами активы, но и получаемые от них доходы, что также немаловажно.

Отдельно уточню, что есть два типа ареста: с правом пользования арестованным имуществом (то есть, условно говоря, можно продолжать ездить на машине или жить в квартире, но нельзя ее продать, заложить, подарить и т.д.), и без права пользования (то есть актив замораживается). Само собой, арестованными деньгами пользоваться не получится.

Чиновник теперь не сможет отговариваться, что сам он ничем не владеет, а квартиру-машину-дачу-дом купила жена, брат, мама или другой родственник.

Инициирует арест следователь и прокурор, а решение, как и сейчас, принимает суд. Собственнику имущества сообщается о наложении ареста, и он имеет право опротестовать такое решение суда. В суде для наложения ареста на активы прокурор должен предоставить доказательства связи имущества с преступлением, точнее его преступное происхождение.

К примеру, если прокурор предъявляет в суд показания свидетелей/потерпевших, как высокопоставленный чиновник за взятки купил две загородные виллы, три машины премиум-класса и 10 гектаров земли под Киевом и представит, что официальные доходы чиновника не могут позволить такие траты, суд имеет достаточно доказательств наложить арест – даже если эти активы записаны на жену/тещу, но де-факто чиновник ими пользуется. Чиновник сможет оспорить арест, но ему придется доказать обратное – что активы имеют законное происхождение. Не сможет – активы остаются под арестом до завершения досудебного следствия, рассмотрения дела в рамках судебного следствия, где суд в приговоре (если приговор обвинительный) решает конфисковать активы.

Сама процедура конфискации фактически не изменилась: как и раньше, решение об этом принимает суд после окончания следствия и рассмотрения дела. Поэтому не стоит говорить, что прямо сейчас в украинскую казну вернутся все арестованные миллиарды ЯнуковичаПшонкиСтавицкого и их подельников.

Но если Генпрокуратура не прекратит саботировать расследование преступлений деятелей режима Януковича, то никакие законопроекты не помогут. Правда, с принятием правительственного пакета законов о возвращении активов, генпрокурор теряет последние аргументы, почему дела не расследуются и активы не конфискуются – так как все законодательные дыры, которые мешают арестовывать и конфисковывать активы, будут закрыты.

Кстати, в Раде, помимо принятых в первом чтении законопроектов, находился еще и законопроект №3025, представленный рядом депутатов и разработанный в недрах Генпрокуратуры, а потом обновленный Еленой Тищенко. И вот он действительно кардинальным образом менял всю процедуру конфискации. Если кратко, то он предоставлял право конфисковывать активы по весьма загадочной процедуре, полностью не соответствующей Уголовному, Уголовно-процессуальному кодексам, Конституции Украины и принципам международного права. Характерно, что принятие этого проекта поддерживал генпрокурор Виктор Шокин. Очевидно, он понял, что общество уже требует не слов, а дел.

Поскольку похвастаться успехами он не может, приходится лихорадочно искать возможность продемонстрировать хоть что-то, и неважно, что для этого придется нарушать фундаментальные принципы права. К счастью, данная инициатива не прошла, а были проголосованы разработанные правительством законопроекты, которые дадут дополнительные возможности по возвращению преступных активов в бюджет. Если будет желание их использовать.

Далья Каленюк, исполнительный директор Центра противодейтсвия коррупции для Liga.net